воскресенье, 26 сентября 2010 г.

Lidingoloppet, Report

Я добежал, финиш. Ноги уже не слушаются и я опускаюсь на прохладную землю, я устал, 30.3 км позади. Я не сдался, но последний километр был таким длинным, самым длинным на всей дистанции.
Теперь по порядку:
Почему я побежал? Потому, что я люблю бег, мне нравиться гонять в манеже, на стадионе, по разным кроссовым трассам. В последние несколько лет я немного сократил объем и количество интервальных тренировок, больше ушел в лес. Но все равно любовь к бегу осталась.
Я никогда не бегал дистанции длиннее 21 км на скорость, не было ни желания, ни удобного случая. В этом году шеф клуба предложил мне попробовать себя на этом старте, в прошлом году я слышал об этих соревнованиях, но абсолютно был неготов, поэтому даже не заикался об участии. В этом году я согласился пробежать их на Орингене. Тренироваться более-менее направлено начал с конца августа, т.е. за месяц до старта. Отдохнул после мира и в бой. Но не все так просто, как казалось. Начав набирать объем столь необходимый для 30 км кросса я столкнулся с необходимостью участвовать в соревнованиях по ориентированию, естественно ориентирование для меня - основной вид спорта, поэтому я тренировался интенсивно только в середине недели, в основном это кроссы около 2-х часов при скорости около 4.30/км, один раз сделал интервальную работу на подобном гонке профиле - 5, 3, 1 км со скоростью 3.30, 3.20, и 3.00 соответственно, скорости не самые высокие, но все это по холмам, да и скоростных работ я почти не делал после Мира. Два раза пробежал темповые кроссы, около часа со скоростью по 4/км. Не сильно впечатляет. Важные соревнования прошли и у меня есть 20 дней до старта, самое время немного увеличить объем сделав ударную неделю, потом подбирать темп, но тут я заболел. Выпал на 3 дня, потом еще 2 дня тренировался в восстановительном режиме, понятно, что никакой речи об объемах не было. Все, что я смог сделать на последних 10 днях - пробежать кросс по холмам на аналогичном гонке покрытии - 100 минут, и за 3 дня подводящая работа - 3х 1минуте + 3 минуты - все через минуту отдыха, подбирал темп, оказалось, что бежать 3.30 даже на асфальте, даже только три минуты - тяжеловато. Немного меняю план по скорости. Теперь она 3.35/км на ровных участках.
Трасса. Как я писал в предыдущем посте - всю трассу можно поделить на 3 условных отрезка по 10 км, первая десятка - немного холмистая, но за счет общего старта и свежих сил - она же самая быстрая, вторая десятка - довольно ровная, здесь можно катить, последние 2 км холмистые. Последняя 10 тяжелая, тут 4 довольно серьезных подъема по 30 -40 метров, да и усталость подкатывает после 20 км бега.
Мой план. Стартовать и подобрать темп на первом - втором км, сделать это очень сложно - т.к. вокруг очень много людей и темп у них довольно высок - 3.10 - 3.15. Потом катить 20 км, до начала холмов. На подъемах бежать коротким шагом, но участить движения. Спуски - подбирать пятку как можно выше для более длинного и быстрого шага. И терпеть - терпеть. Перед стартом мне говорили, что последняя часть дистанции очень тяжелая, и если выжать себя на 20 км, то потом придется просто "помирать". Я же хотел добежать, а не помирать.
Одной из неприятных особенностей трассы есть крутые спуски, почти 70% всех спусков настолько круты, что бежать их "неудобно", нужно тормозить, натыкаться на прямую ногу, а это после 20 км (как раз там начинаются основные трудности) может вызвать и судорогу.

Как это было. 40 минут до старта, я начинаю собираться на старт, сегодня повезло с погодой, влажность высокая, довольно тепло, решаю бежать в трусах и майке. Шеф говорит выходить заранее, странно, до старта всего 1,6 км. Да это же 8 минут бега! Но я не стал спорить и вышел за 30 минут. Шеф, как всегда прав, на старт идет просто поток людей, тут можно только идти и немного подбегать, скорость около 10 мин/км.  На стартовой площадке довольно мокро, почти болото, на разминке бегу вперед - посмотреть уход, чтобы не попасть в настоящую топь. Всего участников около 18 000, это на 30 км. Все разделены на группы, часть стартует на нулевой минуте, часть после, с интервалом 10 минут. На старте несколько линий, в зависимости от квалификации бегунов (нужно указать результаты в заявке). Я попал на первую линию. Старт - я бегу по разведанному пути - фух, болота закончилось, можно подумать о темпе. Ребята бегут очень резво, я тоже поддаюсь на провокацию, вперед! Через 2 км понимаю, что дела не будет, в таком темпе мне осталось 15 км, не больше, слишком быстро. Замечаю знакомые лица - тут много ориентировщиков. Смотрю на свои часы (GPS), и подбираю нужный мне темп. 3.30 - 3.35 по ровному. Вот и первый пункт питания, делаю глоток воды - пить нужно постоянно, иначе сам не заметишь как "припрет".
 7.5 км позади

Первый смотровой участок, уже 8 км позади, сам того не замечая начинаю бежать чуть быстрее - тянусь за спутниками, почти весь километр просто живая стена людей, все хлопают и кричат, ускорение происходит невольно, кто-то крикнул на шведском - 29 место. Неплохо. Сразу после этого нас догоняют и проходят два бегуна, слишком быстро чтобы следовать. Мы остаемся втроем, впрочем ненадолго, один из парней дышит очень тяжело, а ведь только 10 км позади! Очередной пункт питания. И пошел тягун почти на 1,5 км. Ребята отстали, и вот я сам, как оказалось потом - это до финиша. Я опять 29й. Начинаю чувствовать себя более уверенно, но все еще осторожничаю. До 25 км нельзя начинать бежать во всю. С 11км по 18 км почти ровно, несколько холмов, На 13 км начинает колоть в боку (я еще вернусь к теме питания). Но это не на долго, только 2-3 минуты. До 18 км обгоняю еще 2 человек, они выглядят очень уставшими, зато первую 10ку прошли за 34 минуты, есть чем гордиться)) Холмы. Постоянная смена ритма, на подъемы иду очень аккуратно, стараюсь не сбить дыхание. За 500 метров до пункта питания и отметки 20 км нас выводят на асфальт, тут же куча детей с водой, пью тут. На последнюю 10 ухожу 26. Сразу же тяжелейший подъем, но бегу довольно легко (с учетом 20 км уже пройденных). И тут начинают сыпаться соперники, обгоняю одного за другим, сбился со счета. Вот и самый сложный подъем Abborrbacken. Забегаю его уже без былой легкости. До финиша еще 5 км. Тут соперников еще больше, но они даже не пытаются следовать за мной, У меня и самого в голове только и мыслей: Сколько там осталось? 4 км? это 14 минут, как спринт в ориентировании. Километры тянуться так медленно! Знаю, что за 2 км до финиша - последний крутой подъем. Незадолго до него обгоняю группу бегунов, один из них, кажется, настроен решительно. Начинаю раскручивать темп. Вот она гора, стараюсь сохранять ритм. Тяжело. Соперник поотстал, но знаю легкоатлетов, на финише у меня не будет шансов. Лучше сделать все сейчас. Сколько там осталось? Километр? теперь уже терять нечего. Начинаю бежать изо всех сил. Тяжело. Где же эта поляна? Ведь там еще 300 метров бежать. Начинаю нехорошо выражаться, вокруг одни болельщики - шведы, они не поймут. Выбегаю на поляну. нахожу немного сил повернуть голову, 50 метров никого. Отлично. Вот и линия финиша! Я - 12!
Теперь несколько цифр:
Вся дистанция 30.3 км
Мое время 1.48.57
Время на чистой 30 (по GPS) - 1.47.54.
Средняя скорость - 3.36/км
Расклад по 10 км 35.00 - 36.21 - 36.32

Кроме меня на дистанции стартовало несколько известных ориентировщиков, вот некоторые из них:  Erik Öhlund - 01:52:52; Vesa Taanila - 01:59:49, Mattias Millinger - сошел.
Для любознательных несколько графиков (в кроссе разброс скоростей намного больше чем в беге на стадионе, это очевидно).
Распределение скорости на всей дистанции:

Распределение скорости на 26км (гора Abborrbacken):

Распределение скорости на 29км (начало ускорения с горой):


Распределение скорости на 30км (максимально возможная скорость после 104 минут бега):
 Теперь о питании. Выехали мы в 8 утра, старт в 12.30, Тут нужно подумать, пришлось подкрепиться в машине, съел банан и бутерброд с сыром. С утра, разумеется, позавтракал. Перед стартом (за 1,5 часа) съел энергетический гель - мармелад, вкус противный, но дополнительная энергия на 30 км не помешает. На дистанцию взял два геля, в карман трусов поместился только один, второй нес в руке. По плану, собирался съесть их на 10 и 20 км, но перед стартом да и на протяжении 20 км чувствовал себя "полным" - небольшая тяжесть в желудке. Потому и кололо в боку. На 10 км решил не есть, так и пронес в руке один гель до 20 км, второй вообще достал только в душе, после финиша.
Результатом, конечно, доволен, не был уверен, что хватит на всю дистанцию сил поддерживать скорость, но все прошло очень удачно, от старта и до финиша.

7 комментариев:

  1. молодец!жги дальше!
    спасибо за интересный рассказ

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, осталось только научиться реализовывать скорость на соревнованиях по ориентированию...

    ОтветитьУдалить
  3. Молодец! Мы тобой гордимся!

    ОтветитьУдалить
  4. Очень интересный блог,умеешь красиво написать.Судя по временной раскладке, время расчитал идеально. Так держать.

    ОтветитьУдалить
  5. Шведско-норвежская группа поддержки ;)30 сентября 2010 г. в 22:42

    Санька молоток! Порвал их как тузик грелку! Это уже уровень, его за неделюне пропьешь )))) Все, теперь завязывай бегать кроссы и давай начинай готовиться к Франции! Мы уже купили билеты в первый ряд ;))))

    ОтветитьУдалить
  6. Да рассказ интересны!!!
    И результат хороший!!!

    ОтветитьУдалить